Модуль ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Государственные учреждения социальной защиты Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ

Издание 1


В. П. Щеглов

Редактор Сергей Петрович Лапин

Редактор Антонина Андреевна Чистова

Корректор Сергей Петрович Лапин


© В. П. Щеглов, 2017


ISBN 978-5-4474-3103-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

План

1) Понятие социальной защиты;

2) Понятие социального обеспечения

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

1) Понятие социальной защиты

В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

1) Обеспечение занятости граждан;

2) Создание нормальных условий труда;

3) Достойная оплата труда;

4) Обеспечение комфортным жильем;

5) Создание благополучной экономической обстановки;

6) Обеспечение здоровым питанием;

7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

8) Охрана здоровья;

9) Сохранность частной собственности;

10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

– Трудовых;

– Жилищных;

– Образовательных;

– Экологических;

– По охране здоровья;

– Семейные;

– По социальному обеспечению.

Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

2) Понятие социального обеспечения и его структура

В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.

Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).


Денежные средства из этих фондов направляются на:

– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;

– Пособие на погребение умерших пенсионеров;

Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

Понятие управления социальным обеспечением

Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.

* * *

компанией ЛитРес .

© В. П. Щеглов, 2016


Редактор Сергей Петрович Лапин

Редактор Антонина Андреевна Чистова

Корректор Сергей Петрович Лапин


ISBN 978-5-4474-3103-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

План

1) Понятие социальной защиты;

2) Понятие социального обеспечения

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

1) Понятие социальной защиты

В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

1) Обеспечение занятости граждан;

2) Создание нормальных условий труда;

3) Достойная оплата труда;

4) Обеспечение комфортным жильем;

5) Создание благополучной экономической обстановки;

6) Обеспечение здоровым питанием;

7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

8) Охрана здоровья;

9) Сохранность частной собственности;

10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

– Трудовых;

– Жилищных;

– Образовательных;

– Экологических;

– По охране здоровья;

– Семейные;

– По социальному обеспечению.

Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

2) Понятие социального обеспечения и его структура

В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.

Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).


Денежные средства из этих фондов направляются на:

– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;

– Пособие на погребение умерших пенсионеров;

Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 (В. П. Щеглов) предоставлен нашим книжным партнёром -

Районные (городские) органы социальной защиты населения - это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.

В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет: подразделения:

Пенсионный отдел;
- отдел по труду и социальным вопросам.

Подведомственные учреждения:

Центр социальной помощи семье и детям;
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей;
- службы социального обслуживания;
- социальную гостиницу и др.

Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «Положением об управлении социальной защиты населения», которое утверждает глава администрации города или района.

Управление социальной защиты населения администрации города (именуемое далее Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации края.

Рассмотрим как функционирует Управление социальной защиты населения на примере г. Армавира:

1. Управление и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Краснодарского края, главы администрации края и города, актами Законодательного собрания края, приказами, указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края и другими нормативными актами.
3. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления.
4. Управление состоит на бюджете города.
5. Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
6. Структура Управления:

Подразделения:

Пенсионный отдел;
- отдел по труду и социальным вопросам;
- централизованная бухгалтерия.

Подведомственные учреждения:

Центр социальной помощи семье и детям;
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- служба социального обслуживания;
- социальная гостиница;
- строящийся центр «Надежда».

Основные задачи Управления социальной защиты населения:

1. Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города.
2. Разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения.
3. Разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения.
4. Организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.
5. Обеспечение реализации государственной политики в области пенсионного обеспечения, проведения пенсионной реформы.
6. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
7. Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социальной-трудовой сфере.
8. Развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.
9. Координация вопросов охраны и условий труда.

Функции Управления социальной защиты населения:

В области пенсионного обеспечения:

Обеспечивает правильное и своевременное назначение, перерасчет и выплату пенсий, пособий и других компенсационных выплат в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет контроль за расходованием средств, предназначенных на пенсионное обеспечение;
- ведет прием граждан, представителей предприятий, учреждений и общественных организаций по вопросам пенсионного законодательства, дает необходимые консультации, оказывает правовую помощь в подготовке документов;
- рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан и организаций по вопросам пенсионного обеспечения и готовит ответы на них; анализирует причины возникновения жалоб и заявлений и принимает меры к их устранению; br> - ведет кодификацию пенсионного законодательства; - формирует и отправляет выплатные документы в городской узел федеральной почтовой связи и отделения Сбербанка, формирует и отправляет почтовые переводы, осуществляет ежемесячно расчеты с узлом связи;
- ежемесячно обрабатывает исполнительные машинограммы и списки Сбербанка, готовит по итогам соответствующую отчетность для представления в вышестоящий орган социальной защиты;
- ведет всю статистическую и бухгалтерскую отчетность по назначенным и выплаченным суммам пенсий, оформляет заявки на выделение средств для выплаты, производит массовые перерасчеты пенсий и замену выплатной документации;
- ведет учет переплат, разрабатывает меры по их погашению;
- обеспечивает накопление и хранение информации на ПЭВМ, осваивает и внедряет новые программные средства, организует прием и эксплуатацию новых версий программ, их установку;
- организует документальные проверки предприятий связи, сбербанков по вопросам целевого расходования средств, своевременной и правильной выплаты пенсий, пособий, компенсаций;
- распоряжается средствами, ассигнованиями на выплату пенсий, пособий, компенсаций с последующей отчетностью по всем источникам финансирования перед Департаментом по социальной защите населения администрации края, казначейством и местными финансовыми органами;
- взаимодействует с Департаментом по социальной защите населения администрации края, городским управлением финансов, казначейством, соцстрахом и другими службами в вопросах финансирования.

В области социального обслуживания:

С учетом социально-демографических особенностей города и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц муниципальных учреждений социального обслуживания и социальной помощи для инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;
- оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;
- осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;
- проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения.

В области реабилитации инвалидов:

Осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
- оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
- оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;
- вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

В области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

Осуществляет в пределах своей компетенции разработку и реализацию городских программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан действующим законодательством;
- координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на, Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержки;
- осуществляет обеспечение граждан документами, дающими право пользования льготами;
- осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками льготных категорий граждан и контроль за их использованием;
- производит компенсационные выплаты льготным категориям граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

Осуществляет реализацию краевых и городских программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающимся в ней;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
- производит назначение и выплату ежемесячных пособий на детей;
- осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с Ограниченными физическими возможностями;
- осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без попечения, на начальном этапе их самостоятельной жизни;
- обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул.

В области труда и охраны труда:

Осуществляет контроль за реализацией государственной политики в области труда, трудовых отношений;
- осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров, организует работу по заключению коллективных договоров на предприятиях и организациях города;
- проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров;
- осуществляет контроль соблюдения трудового законодательства Российской Федерации на предприятиях и организациях города всех форм собственности;
- координирует работу по подготовке и заключению «Соглашения о социальном партнерстве» между администрацией города, профсоюзами и товаропроизводителями;
- проводит анализ заработной платы, сложившейся в городе, осуществляет контроль за уровнем минимальной и максимальной заработной платы на предприятиях;
- принимает участие в работе конфликтных комиссий по урегулированию трудовых конфликтов, возникших на предприятиях города;
- с целью определения уровня жизни населения осуществляет по единой методологии расчет прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения;
- проводит анализ демографической ситуации в городе;
- организует работу в пределах своей компетенции по реализации единой государственной политики в области охраны и улучшения условий труда;
- разрабатывает городские программы по охране и улучшению условий труда;
- анализирует состояние условий и охраны труда в городе;
- осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях и учреждениях города;
- осуществляет работу по обеспечению взаимодействия администрации города с государственными органами надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда;
- осуществляет методическое руководство службой охраны труда предприятий и организаций города.

Организация деятельности Управления социальной защиты населения:

1. Управление через средства массовой информации консультирует население по вопросам социальной защиты и трудовых отношений. Взаимодействует со службами Департамента по социальной защите населения администрации края.
2. Управление осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.
3. Управление возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности главой города по согласованию с Департаментом по социальной защите населения администрации края. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций.
4. Начальник Управления распределяет обязанности между заместителями начальника Управления, руководит деятельностью Управления на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и подведомственными ему учреждениями.

Начальник Управления утверждает штатное расписание подведомственных учреждений, не являющихся юридическими лицами, в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях Управления, а также устав положения подведомственных Управлению учреждений; вносит предложения по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата Управления и руководителей подведомственных учреждений, возлагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, предоставляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и по делам молодежи КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора КБГТК

____________Б.З. Абазов

«___»_________20____ г.

рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

для специальности СПО:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Форма обучения – очная

Уровень освоения: базовый

г. Нальчик, 2015 г.

Рабочая программа ПМ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (СПО): 390201 «Социальная работа»

Организация-разработчик:

ГКОУ СПО «КБГТК»

Разработчик:

Купова М.М. – преподаватель социальных дисциплин

Заключение №____________ от ____ __________20__ г.

Зам. директора по ОД _____________ С. М. Кажаров

Зав. методкабинетом ______________А.А. Шогенова

МК социально-гуманитарных дисциплин, протокол № ___

« » 20 г.

Председатель: _____________/_______________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПМ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПМ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

4

6

  1. СТРУКТУРА и содержание ПМ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

8

  1. условия реализации ПМ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения ПМ

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

19

    паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии ФГОС по специальности 390201 Социальная работа (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи;

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей;

ПК 2.3.Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж);

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС;

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

Программа ПМ может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также при их специализации и аттестации.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучаюихся в ходе освоени ПМ должен:

Иметь практический опыт:

    диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС различных типов семей и детей;

    осуществления их социального патроната;

    создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

Уметь:

    пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

    выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

    оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др.видов адресной помощи и социальных услуг;

    осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

    выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;

    профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;

    планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

    анализировать результаты своей деятельности;

    осуществлять контроль качества предоставляемых услуг.

Знать:

    цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

    основные задачи социальной защиты;

    варианты социального обслуживания семьи;

    нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

    типы социальной службы для семьи и детей;

    внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

    основные социальные проблемы семей различных категорий;

    критерии социальной незащищенности семей;

    омы социальной работы с семьями;

    роль социального работника в решении проблем семьи;

    особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

    учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 249 часов, включая:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки -166 ч;

Практических занятий – 90 ч;

Самостоятельной работы обучающегося – 83 ч;

Учебная и производственная практика -144 ч;

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПМ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

Результатом освоения ПМ является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

КОД

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязанности по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных проф.знаний (для юношей).

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПМ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

3.1. Тематический план ПМ:

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов ПМ

Всего часов

Объем времени отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная

Производственная

Всего часов

Лаб/прак..

занятия

п

Всего часов

Курсовая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1-4

ОК 6-9.

ОК 12-13

ПК 2.1-2.3

МКД.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ С/З НАСЕЛЕНИЙ, ОРГАНОВ ПФР

Раздел 1. Государственные органы с/з населения.

Раздел 2. Организация работы районных (гор органов с/з населения

Всего:

3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПМ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

Наименование разделов ПМ,Междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

МКД.02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения,органов ПФР

180

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦ.ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

33

Тема 1.1

Понятие соц/защиты населения РФ.

Понятие с/защиты и с/обеспечения населения. Перечень лиц нуждающихся в социальной защите.

1

Тема 1.2

Источники финансирования с/защиты населения. Негосударственные Пенс.Фонды.

Фонд социального страхования РФ. Пенсионный фонд РФ. Фонд занятости. Фонд обязательного мед.страхования. Фонды соц.поддержки населения. Негосударственные пенсионные фонды.

1,2

Практическое занятие: «Внебюджетные социальные фонды»

    Изучение источников финансирования социальной защиты

    Составление тестов

3

Тема 1.3

Министерство труда и с/развития населения РФ.

Понятие министерства труда и с/развития.

Структура, функции, полномочия Министерства труда и соц.развития.

1,2

1,2

3

Тема 1.4

Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Понятие подчинение. Основные функции в разных областях. Структура департамента. Задачи департамента. Функции департамента.

Практическое занятие: «Исполнительные власти, функции департамента»

    Составление ситуационных задач

    Решение ситуационных задач

    Индивидуальные задания

Тема1.5 Районные (городские)органы с/защиты нас.

1,2

Тема 1.6

Отдел по труду и социальным вопросам

Сфера компетенции и организация деятельности Отдела по труду и с/вопросам.

1,2

3

1,2

1,2

1,2

3

1,2

3

1

1,2

1,2

3

1,2

Практическое занятие: « Управление социальной защиты населения и его структура»

    составление кроссвордов

    индивидуальные задания

Тема 1.7

Пенсионный отдел города и района.

Понятие, организация работы, функции.

Структура ПФР.

Тема 1.8

Комиссия по назначению пенсий.

Функции комиссии, порядок принятия решений.

Тема 1.9

Медико-социальная экспертиза.

Понятие,основные задачи,функции МСЭ. Порядок признания лица инвалидом.

Практическое занятие: «Структурные подразделения Управления»

    Решение ситуационных заданий

    составление тестов

    индивидуальные задания

Тема 1.10

Всероссийское общество инвалидов.

Понятие,цели и задачи ВОИ. Принципы деятельности. Порядок образования и прекращения ВОИ.

Практическое занятие: « Признание лица инвалидом» и «Принципы деятельности ВОИ»

    составление кроссвордов

    проектирование задач

Тема 1.11

Всероссийское общество слепых

Понятие и цели, задачи. Основные направления деятельности, участники

Принципы деятельности.

Тема 1.12

Всероссийское общество глухих

Понятие, цели и задачи ВОГ.

Основные направления деятельности, участники ВОГ, принципы ВОГ.

Практическое занятие : «Цели и задачи ВОГ»

    решение ситуационных заданий

    составление ситуационных заданий

Контрольная работа №1

Глава 2. Организация работы районных (городских) органов с/защиты населения.

43

Тема 2.1

Основы научной организации труда в системе с/защиты населения.

Понятие, задачи научной организации труда.

Основные направления НОТ, применяемые в работе органов с/защите населения.

Тема 2.2

Планирование работы районных (гор) органов с/з нас-я.

График работы органов с/з. Перспективные планы. Требования предъявляемые к планам.

1,2

Тема 2.3

Организация работы органов с/з нас-я с письмами,жалобами,заявлениями и предложениями граждан.

Понятие и виды обращений: предложения,завления,жалоба. Схема анализа поступающих писем. Этапы работы с письмами: прием,регистрация и учет писем граждан:рассмотрение и разрешение писем. Сроки,контроль за своевременным рассмотрением. Анализ писем.

1,2

Практическое занятие: «График работы органов соц.защиты и требования к рабочим планам»

  1. решение ситуационных заданий

    заполнение бланков «Гриф утверждения»

    работа с таблицами

3

Тема 2.4

Организация работы органов социальной защиты с общественностью.

Участники Управления с/з нас-я города или района. Комиссия. Касса взаимопомощи пенсионеров: понятие, состав. Организация работы. Виды помощи.

1,2

Тема 2.5

Организация справочно-кодифицированной работы в районных (гор)органах с/з нас.

Понятие, формы систематизации: подшивки, контрольные экземпляры нормативных актов. Хронологические журналы регистрации. Виды подшивок. Иные формы систематизации: алфавитно-предметные журналы, компьютеры.

1,2

Практическое занятие: «Справочно-кодификационная работа органов соц.защиты»

    решение ситуационных заданий

    изучение видов подшивок (хронологические; тематические)

    работа с таблицами

Контрольная работа №2

Тема 2.6

Организация районных (гор) органов с/з нас. По предоставлению пенсий.

Понятие пенсионных отделов. Задачи. Организация работы. Порядок оформления акта и его содержание.

1,2

3

Практическое занятие:«Предоставление граждан к назначению пенсий»

    Решение ситуационных заданий

    Индивидуальные задания

    Составление тестов

Тема 2.7

Подготовка пенсионных дел районным (гор) пенсионным отделом.

Порядок подготовки пенсионного дела. Прием заявления и регистрация в журнале. Документы, прилагаемые к заявлению. Порядок проверки док-в. Назначение пенсий. Пенсионное удостоверение.

1,2

Тема 2.8

Организация работы пенсионной службы в условиях автоматизированного процесса назначения (перерасчета) выплаты и доставки пенсий.

Технология работы пенсионной службы – направления: прием населения, назначение пенсий, перерасчет и выплата пенсий, доставка пенсий. Делопроизводство в пенс.службе. Организация работы по назначению пенсий. Орган-я раб при переезде пенсионера и переходе пенсионера с одного вида пенсий на другой. Организация работы в отделе доставки пенсий и кассе пенсионной службы.

1,2

Тема 2.9

Организация работы с/з нас по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.

Понятие и виды реабилитации инвалидов: медицинская, профессиональная, социальная. Квоты для приема на работу инвалидов. Принципы трудоустройства. Формы труд-ва: на обычных предприятиях, на специализированных предприятиях, работа на дому, работа в учебно-производственных предприятиях в кооперативах, индивидуально-трудовая деятельность.

1,2

Практическое занятие: « ФЗ «О социальной защиты инвалидов в РФ»

    решение ситуационных заданий

    составление тестов

    проектирование заданий

3

Тема 2.10

Организация работы с/з нас по обеспечению инвалидов транспортными средствами.

Ф.З. « О соц.защите инвалидов в РФ». Льготы на проезд на транспортах общего пользования. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств. Бесплатное получение автотр. средства. Компенсации, расходы связанные с эксплуатацией транспортных средств. Учет и распределение.

1 ,2

Тема 2.11

Организация протезно-ортопедической помощи.

Право на протезно-ортопедическое обеспечение, порядок его предоставления. Право на внеочередное протезирование. Оплата услуг: бесплатное, льготное. Прием заказов.

1,2

Практическое занятие : «Протезно-ортопедические изделия»

    проектирование заданий

    решение тестовых заданий

    индивидуальные задания

3

Тема 2.12

Организация органов с/з нас. по направлению граждан в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Виды домов-интернатов. Права граждан пожилого возраста и инвалидов проживающих в стационарных учреждениях соц. обслуживания. Условия приема.

1,2

Тема 2.13

Организация соц.обслуживания населения: новые соц.службы.

Понятие, принципы, виды. Социальные услуги и порядок их предоставления.

1,2

3

3

Практическое занятие: «Виды домов-интернатов»

    изучение видов интернатов

    индивидуальные задания (условия приема)

    работа с тестами

Контрольная работа №3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы к МДК 02.01

1.Доклады по темам:

    «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛТНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ»

    «ПЕНСИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОРОДА ИЛИ РАОНА»

    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ С/З НАСЕЛЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

    «НОВЫЕ СОЦИАЛЬЫЕ СЛУЖБЫ»

    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ С/З НАСЕЛЕНИЯ ПО ТРУДОВОМУ УСТРОЙСТВУ И ПРОФЕССИАНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ»

2. Рефераты по темам:

    « ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ С/З НАС. С ПИСЬМАМИ,ЖАЛОБАМИ,ЗАЯВЛЕНИЯМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ГРАЖДАН»

    « ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОР) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ»

    « ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

    « ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ»

    «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

3. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСОВ ПО ПРОЙДЕНЫМ ТЕМАМ.

4. СОСТАВЛЕНИЕ КРАССВОРДОВ.

5. Составление ситуационных заданий.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА:

    Анализ деятельности отдела отделения ПФР или учреждения СЗН

    Анализ нормативно-правовой базы оказания помощи отдельным категориям населения

    Изучение работы отдела в СМЭВ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

ВСЕГО: ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

МАКСИМАЛЬНЫХ

83

36

108

166

249

Уровни освоения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУМЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля требует наличия учебного кабинета «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения». Для обеспечения учебного процесса необходимо оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

    Стол и стул для преподавателя;

    Столы и стулья для студентов;

    Доска;

    Таблицы по разделам;

    Толковые словари;

    Справочники;

    Стенды;

    Плакаты;

    Учебно-методические пособия;

    Нормативно-правовые акты;

    Дидактический и раздаточный материал и т.д.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники по ПМ.02 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда РФ»

    Савинов А.Н., Организация работы органов социальной защиты. – М..2015

    Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – 2014 г.

    Пенсионное обеспечение [Текст] : учебник / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и К", 2013. - 576 с.

    Пенсионное обеспечение [Текст] : учебник / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и К", 2012. - 576 с.

Дополнительная литература

    Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «МарТ», 2011.

    Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2012.

    Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «МарТ», 2010.

    Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2011.

    1. Общие требования к организации образовательного процесса.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках ПМ « ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ» является освоение учебной практики в рамках ПМ.

    1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

5. Контроль и оценка результатов освоения ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНиЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ»

Результаты обучения

(освоенные профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и др соц.выплат,а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

Получателей пенсий, пособий,компенсаций,услуг и др.соц.выплат с применением комп.технологий.

Текуий контроль в форме: -заиты практических занятий;контрольных работ по темам МДК.

Выявлять лиц, нуждающихся в соц.защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

Организовывать и координировать с/р с отдельными лицами,категориями граждан и семьям, нуждающимися в соц. поддержке и защите.

Выявлять и осуществлять учет лиц, нуждаюихся в соц.защите; собирать и анализировать информацию для статистической отчетности.

Участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений с/з населения,органов ПФР;

Применять приемы елового общения и правила культуры поведения в проф.деятельности.

Экзамен по ПМ

Зачеты по учебной и производственной практикам.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Фомы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Организовывать собственную деятельность,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,оценивать их эффективность и качество.

Выбор и применение методов и способов решения проф.задач.

Интерпритация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной програмы.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Решение стандартных и нестандартны проф.задач.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством,

потребителями

Порядок подготовки и принятия управленческих решений,органзации их исполнения.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, повышение квалификации.

Коррекция результатов собственной работы.

Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Организация самостоятельных занятий пи изучении ПМ

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Соблюдение техники безопасности.

Разработчик:

КБГТК, преподаватель социальных дисциплин - М.М. Купова

Эксперты:

_________________ ____________________ _______________________

___________________ _________________________ ______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Социальную защиту на территории определенного города осуществляет Отдел социальной защиты населения этого города. В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социального развития области, края.

Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы определенной области, края, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав области, края и определенного города, акты иных органов государственной власти РФ и определенной области, края, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.

Отдел возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый от нее распоряжением главы администрации района.

Начальник Отдела имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации района по представлению начальника Отдела, заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделом здравоохранения и социального развития определенной области, края.

Другие работники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрации по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.

Основные задачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения определенного города.

Основными задачами Отдела являются:

  • 1. Организация социальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
  • 2. Участие в разработке и выполнении программ социальной защиты населения на территории района.
  • 3. Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми.
  • 4. Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми. Развитие благотворительной деятельности организаций, учреждений и предприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения и финансирование программ социальной поддержке.
  • 5. Организация работы по координации деятельности центра социального обслуживания, общественных организаций.
  • 6. Организация и внедрение в систему социальной защиты населения района современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития определенной области, края.
  • 7. Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.
  • 8. Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.

Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми:

  • - обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.
  • - осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
  • - дальнейшее совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.

Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.

  • - совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.
  • - оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.
  • - организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.
  • - обеспечение качества и доступности социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:

  • а) в области социального обслуживания:
    • - оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;
    • - оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;
    • - осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории района, и оказывает им организационно-методическую помощь;
    • - проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения.
  • б) в области реабилитации инвалидов:
    • - осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
    • - оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
    • - оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов;
    • - вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  • в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:
    • - осуществляет в пределах своей компетенции контроль по реализации нуждающихся в социальной поддержке социальных гарантий, установленных действующим законодательством для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;
    • - координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, и труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других социально уязвимых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
    • - обеспечивает санаторно-курортным лечением льготные категории граждан;
    • - осуществляет оформление документов, дающих право пользования льготами в соответствии с законодательством;
    • - проводит назначение и выплату социальных пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством;
  • г) в области социальной поддержки семьи, материнства, и детства:
    • - осуществляет реализацию программ на улучшение положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающихся в ней;
    • - производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;
    • - осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;

В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Отдел имеет право: социальный защищенность престарелый инвалид

  • 1. Запрашивать и получать в установленном порядке от предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материал, необходимый для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
  • 2. Проводить совещания, семинары, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящими в его компетенцию.
  • 3. Привлекать на договорной основе специалистов к решению проблем, относящихся к его ведению.

Отдел социальной защиты населения строит свою деятельность в соответствии с планами, составленными на основе перспективных и текущих планов работы администрации района в целом.

Отдел в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных на него функций.

Рассмотрим наиболее крупные по функциональному признаку структурные подразделения Отдела социальной защиты.

1) Группа по назначению и выплате государственных пособий на детей гражданам, имеющим детей, если их среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума.

Основными задачами и функциями группы по назначению и выплате государственных пособий на детей являются:

  • - реализация государственной политики социальных гарантий и социальной поддержки семей, имеющих детей;
  • - реализация городских программ по социальной поддержке семей с детьми;
  • - разъяснение в средствах массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей мер, направленных на поддержание жизненного уровня их семей;
  • - осуществление мероприятий по практической реализации государственной политики в социальной сфере.

В соответствии с возложенными на отдел задачами его специалисты:

  • - осуществляют работу по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей, единовременных выплат при рождении ребенка, ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок и признанным и в установленном порядке безработными;
  • - проводят прием граждан, дают консультации по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей.

Возглавляет группу ведущий специалист- руководитель группы, который назначается и освобождается от должности главой администрации района. Он распределяет обязанности между специалистами в группе, организует работу в группе в пределах своей концепции, составляет инструкции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на группу функций.

2) Группа по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций

Группа обеспечивает реализацию социальных гарантий и мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с возложенными задачами группа осуществляет следующие функции:

  • - проводит прием граждан по вопросам назначения и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций;
  • - производит назначение и выплату следующих видов социальных пособий, льгот и компенсаций:
    • а) гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС:
      • - денежная компенсация в размере средней стоимости путевки;
    • - денежная компенсация на детей и подростков в размере средней стоимости путевки в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и другие оздоровительные учреждения;
    • - оплата стоимости проезда к месту лечения;
    • - оплата стоимости проезда на междугородных видах транспорта;
    • - оплата 50% стоимости проезда на междугородных видах транспорта;
    • - единовременная компенсация за вред здоровью инвалидам;
    • - ежегодная компенсация за вред здоровью;
    • - единовременная материальная помощь на оздоровление;
    • - компенсация на приобретение продовольственных товаров;
    • - пособие на погребение;
    • - ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда, причиненного здоровью;
    • - ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда семье умершего инвалида;
  • б) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, получившим в несовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечья в годы Великой отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны:
    • - компенсация за неиспользованные путевки на санаторно-курортное лечение;
    • - компенсация на транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы;
    • - оформление документов на получение бесплатного автомобиля;
    • - оформление удостоверений о праве на льготы, предусмотренные законодательством.
  • в) инвалидам:
    • - денежная компенсация на эксплуатационные расходы;
    • - оформление инвалидов в Центр реабилитации;
    • - направление инвалидов детства на учебу;
    • - выдача листов талонов на проезд в международных видах транспорта инвалидам.
  • г) жертвам политических репрессий:
    • - оплата стоимости проезда на междугородних видах транспорта;
    • - компенсация за незаконно конфискованное имущество;
    • - единовременная денежная компенсация; возмещение затрат на погребение.
  • д) гражданам, уволенным с военной службы: денежная компенсация за наем жилых помещений;
  • е) малоимущим семьям, малоимущим одиноким гражданам, пенсионерам: адресная помощь в виде денежных выплат;
  • ж) материальная помощь семьям погибших в локальных конфликтах.

Руководитель группы распределяет обязанности между специалистами, организует работу группы специалистов, координирует и контролирует деятельность учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми специалистами в группе.

Задача.

В семье Борисовых погибает отец Игорь Иванович. У него остается жена Ольга Петровна и сын Иван 12 лет.

  • 1. Какую пенсию будет получать сын Игоря Ивановича?
  • 2. В каком случае сын Иван будет получать социальную пенсию по случаю потери кормильца?
  • 3. Необходимо ли доказывать, что сын Иван находился на иждивении отца?
  • 4. Куда необходимо обратиться Ольге Петровне и какие документы предоставить для получения пенсии по случаю гибели отца ребенка?

Ответ.

1. Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. От 29.12.2015) «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет.

Таким образом, сын Игоря Ивановича будет получать страховую пенсию по потере кормильца.

  • 2. В соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
  • 3. Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. А это значит, не нужно доказывать, что сын Иван находился на иждивении отца
  • 4. Для того, что бы назначили пенсию по случаю потери кормильца необходимо обратиться в Пенсионный Фонд РФ. В Пенсионный фонд необходимо обращаться по месту прописки или по месту фактического проживания.

Для оформления пенсии надо подать заявление. Также к заявлению прилагается документ, удостоверяющий личность, место жительство, возраст, гражданство, обычно в этих целях предоставляют паспорт. Также необходимо предоставить в ПФ РФ свидетельство о смерти кормильца; копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий страховой стаж умершего; справку о среднемесячной заработной плате умершего за период, который стоит уточнить в Пенсионном фонде, в который подаются документы. Еще одними из основных документов являются документы, подтверждающие факт родства с умершим гражданином, свидетельство о рождении ребенка, а если ребенок уже является студентом очной формы обучения, тогда и справку из данного учебного заведения.

Нормативные правовые акты

  • 1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  • 2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Поделиться