Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации.docx - Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации. Модель центра исследовательской деятельности учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему Модел

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника — это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно - развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр - экспериментов. Необходимо сделать подбор игр - экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.

В соответствии с годовым планом работы 01.04. 2016г. в детском саду состоялся конкурс «Лучший познавательно - исследовательский центр»

В конкурсе приняли участие все возрастные группы ДОУ. В каждой возрастной группе ДОУ созданы центры исследовательской деятельности с оригинальными названиями: «Лаборатория гномиков», «Почемучки», «Юные исследователи» и др.

В детских мини-лабораториях есть всё необходимое для познавательно-исследовательской деятельности: различные приборы, центры для экспериментирования с водой и песком, место для постоянной выставки, где размещены коллекции раковин, камней, насекомых.

Вместе с педагогами мальчишки и девчонки с интересом могут исследовать различные состояния воды, выращивать кристаллы соли, наблюдать за ростом растений и делать свои первые научные выводы.

Жюри особо отметило оснащение и творческий подход воспитателей к оформлению центра во II младшей группе №3 (воспитатели Иванина Т.В., Гамаюнова Л.М.)

Процесс познания, освоение нового происходит в игровой форме, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Решением жюри места распределились следующим образом:

Младшая возрастная группа.

I место- II младшая группа №3 общеразвивающей направленности - воспитатели Иванина Т.В., Гамаюнова Л.М.

Старшая возрастная группа

I место- подготовительная к школе группа №7 комбинированной направленности- воспитатели Терновая Н.В., Иванникова Т.Г.

Наталья Ильина

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новолялинского городского округа» создают развивающую предметно-пространственную среду с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает детям возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

В каждой группе созданы центры экспериментирования. Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Экспериментальные центры оснащены:

- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);

- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);

- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);

- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);

- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);

- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).

В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.

Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.


В центре экспериментирования младшей группы «Кладовая чудес» собран материал для сенсорного развития детей: различные кусочки ткани, меха, резиновые игрушки, природный материал (шишки, крупные камни, весы, материал для поддувания, прищепки различных цветов и размеров, разборная матрешка, для развития слухового восприятия - баночки с содержимым на бренчание и шуршание.


Имеется «сокровищница» - это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.

Сенсорная коробка развивает в детях любопытство, воображение, концентрацию, мелкую моторику.


В средней группе оформлена лаборатория «Почемучки» . Дополнен природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни, желуди, листья. Используется медицинский материал: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши. Применяется оборудование: песочные часы, магниты, увеличительные стекла, песочная мельница, различные сосуды.


Ребята с интересом рассматривают коллекцию насекомых.


Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками.


Воспитанники внимательно наблюдают за разноцветные шариками, которые растут и увеличиваются в воде.


Для сенсорного развития используются контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами.


В старшей группе оформлена лаборатория "Любознайки" . Центр дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).

В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда.


Используются клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Дети имеют возможность просматривать книги познавательного характера.


В подготовительной группе оформлена «Секретная лаборатория дядюшки Филина» . Научный центр дополнен измерительными приборами (компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы).

Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы, пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.

В течении учебного года организуются различные коллекции: речных, морских и декоративных камней, ракушек, цветного песка.

При оборудовании центров экспериментирования учитывались следующие требования:

Достаточность,

Доступность расположения,

Безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.

Одной из главных задач мини-лабораторий – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Организованные центры экспериментирования дают детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.

Публикации по теме:

Хочу познакомить Вас с нашей группой! Вот так мы оформили её к новому учебному году. Организуя развивающую предметно - пространственную среду.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму. (китайская пословица) Детское экспериментирование – это один из.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, отвечающей потребностям детского возраста. Организация пространства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как воспитатель по изобразительной деятельности, свою работу в детском саду я начала с обогащения развивающей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от
того, как устроена предметно­пространственная организация их жизни, из
каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий
потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка
формирует его психику, является источником его знаний и социального
опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать
условия, которые способствую полной реализации развития детей, их
возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е.
организации предметно­развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся
создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для
индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
«Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для
детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки
транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы
труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки­ животные, куклы разной
направленности, наборы посуды, игровые модули для разнообразных
сюжетных игр и т.д.).

«Центр двигательной активности» Данный центр содержит атрибуты к
подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную
активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли,
гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только
под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы,
коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки
равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного
материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного
материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх,
вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с
игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в
двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у
детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует
развитию танцевально­игрового и песенного творчества у детей. Здесь
размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке
ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные
игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на
музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок,
фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений,
колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением
музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией
(музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).

«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно
начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них
деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя
неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся
уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с
удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» сказочные персонажей, кукольный, перчаточный,
пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Дети – большие артисты,
поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в
роли зрителей.

«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и
их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в
виде стенда с кармашками. На стенде в кармашках воспитатели каждый день
меняют карточки выбранные детьми.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного
уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,
реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем
находятся книги с художественными произведениями детских писателей,
сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип
подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум
иллюстраций.

«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции.
В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная
доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки,
числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на
сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми
фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных

геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик,
современные пазлы.
«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной
степени сложности. Игровой материал расположен на открытых­сквозных
полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали

друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках,
предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок,
иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь,
транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой
моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика.
«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций
(грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал,
для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас,
мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе

экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал
наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные
выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие
«почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые
проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных
материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской
деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует
детскую активность и любознательность.
«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и
пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками,

дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием
служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с
объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена
макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра
безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и
нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа
жизни.

«Центр конструирования» требует свободного пространства для
сооружений из крупного строительного материала. Практичность его состоит
в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного
вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в
любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой
детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно
чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно
при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр
дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

«Центр патриотического воспитания» Центр требует частичной изоляции,
расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб,
портрет президента России, пособия, отражающие многонациональность
нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с
климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка
иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно­
прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном городе
Мичуринске, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом
жителей своего города. Подобрана художественная литература по
краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город»,
«Моя семья».
Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей
хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И
создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их
еще и такими: овладевшими основными культурными способами
деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с
развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных,
выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество
созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к
активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие
по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного
содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было

отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко
ссорятся из­за игр, игрового пространства или материалов, поскольку
увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой
наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании
посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно­развивающей среды
продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и
фантазия.

МБДОУ Д\С «Солнышко»

Модель центра исследовательской деятельности в ДОУ

(подготовительная группа)

Воспитатель: Капичникова.Е.А.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить «почемучек», а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране» (А. Г. Асмолов, председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования.)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.

Экспериментальная работа вызывает интерес к следованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В уголке исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки и т.д.) должны быть выделены:

  • место для выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, ракушки и т.д.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, бросового);
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки и т.д.);
  • место для выращивания растений).

Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».

При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.

Всё групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

(подготовительная группа)

Центры «Вода Песок» и «Наука и Природа»

Колбы, пробирки, резиновые груши, разного размера, баночки и бутылочки, крышки, ведёрки, тазы, ванночки, бисер, весы, воронки, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками растений, иллюстративный материал, календари природы и погоды, карта мира, картотеки опытов, клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек, коллекция семян, коллекция трав, коллекция крупы, мерные ложки, лупа, фонарик, шприцы без игл, зеркало, лампа, магниты, мерные чашки и стаканы, микроскоп, монеты, железные предметы, деревянные палочки, бруски, дощечки, песчаные часы, пипетки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки, пробки, крышки, пуговицы, сито, дуршлаг, трубочки, соль, сахар, тёрка, пищевые красители, резиновые перчатки, тематические материалы, материал для игр со снегом и льдом, формочки для льда, материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел), материал для игры с мыльной пеной, мыльные пузыри.

Центр «Кулинария».

Картографы «Повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, деревянная лопатка, поварёшка, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кухонные ножи, вилки, ложки, овощерезка, разделочные доски, подносы, книга рецептов, сто, дуршлаг, скалка, тёрка, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, духовка, формы для печенья, и кексов, венчик, пищевые красители, тарелки, кастрюля, сковорода.

Центр «Книги».

Алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотека скороговорок, чистоговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки самоделки, кроссворды, ребусы, загадки, комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.

Центр «Искусство».

Краски, гуашь, акварель, миски, палитры, кисточки, карандаши, восковые мелки, бумага разного размера и текстуры, свечи, газеты, губки и штампы, дырокол, зубные щётки, клей, нитки, коробочки, крупы, ножницы, трафареты, пенопласт, пластилин, тесто для лепки, пуговицы, синтепон, степлер, тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, тушь, чернила, копировальная бумага.

Центр «Манипуляторный»

Балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубик Рубика, кубики Никитина, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (матрёшки, грибочки и т.д.), мерные ёмкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры, ящик ощущений или чудесный мешочек, блоки Дьёнеша.

Весь предложенный материал должен использоваться с учётом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.


Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

Материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Поделиться