Пальчиковая гимнастика по фэмп в старшей группе. Пальчиковая гимнастика. Под моею крышей…

Aвдеева Светлана
Значение «пальчиковой гимнастики» в развитии детей

Значение «Пальчиковой гимнастики»

в развитии детей дошкольного возраста

(консультации для родителей).

В жизни существует недолгий, но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом». Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка. Обратите внимание, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает ЛЮБУЮ информацию, приобретает ЛЮБЫЕ навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.

Высказывания известных людей.

1. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

2. «Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель.

3. «Рука – это своего рода внешний мозг». Кант.

4. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребёнка написал так: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

«Пальчиковая гимнастика» - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОКГОВОРИТ! Почему же это так?

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Развитие речи.

«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Память.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

Воображение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Правила речевого поведения.

1)много и правильно говорить самому;

2)следить за темпом речи (речь должна быть неторопливой, размеренной, доступной малышу);

3)выслушивать ребёнка, не отворачиваясь от него, смотреть ему в глаза. Проявлять заинтересованность;

4)не прерывать ребёнка («хватит, я всё поняла!»);

5)не использовать жаргонную лексику!

Нужно помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с ребёнком!

1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

2. Желательно взрослому знать текст.

3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

15. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

16. Распределите игры по мере сложности.

Все игры лучше распределить на три группы.

1 группа. Упражнение для кистей рук:

Развивают подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких дифференцированных движений;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

Например:

«Шарик».

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое.

Совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например:

«Очки».

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.

Вот колечки – посмотри!

Превращаются в очки!

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Например:

«Цветы».

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Исходное положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.

Ветерок подует-

Цветики волнует.

Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.

Когда многие движения будут хорошо знакомы ребёнку, то можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.

3. Конечно, лучше и легче использовать иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью картинки, потом повторят их без иллюстрации.

4. Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.

Желаю большой и увлекательной игры с вашим ребёнком!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры .

Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.

Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий . О том, каким образом возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ пальчиковые игры и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с использованием современных образовательных технологий"

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры . Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила :

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям». Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков непосредственно Вами, уважаемые коллеги.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять! Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей, Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все! Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один, Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

3 неделя.

Мы делили апельсин,Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!Встряхиваем обе кисти.

4 неделя.

Динь-дон, динь-дон, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон? обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит, опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит! пальцем левой руки.

Октябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.

2 неделя.

Ушки длинные у зайки, Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат, Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам! Безымянный и мизинец стучат по большому.

3 неделя.

Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.

4 неделя.

Жук летит и жужжит, и усами шевелит: Руки в кулак, указательный и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….» Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

1 неделя.

В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали. Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

2 неделя.

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул. Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.

3 неделя.

Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются

И бумажками шуршит. в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке, и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы до мизинца
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

1 неделя.

Птичка крылышками машет Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо, повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет, скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

2 неделя.

Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка, пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!

3 неделя.

Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем. в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем. большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

1 неделя.

Веселый кролик Банни Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне, пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.

Как шорох он услышит, Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки! Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке, Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает, Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет! «нырнуть» в норку!

2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали, Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики, Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок, остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает, Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет. Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке! Повтор – «Зайка с ушками».

3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик, указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся, пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся. Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони.
Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них Показать большие пальцы.
Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

1 неделя.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. Пошевелить всеми пальцами.
2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними - мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения!

3 неделя.

Сидит белка на тележке, Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.

4 неделя.

Дружат в нашей группе Растирание ладоней.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.

Март.

1 неделя.

Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол, Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

2 неделя.

Я умею два ореха Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать. поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

4 неделя.

Прежде чем игру начать, Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать: их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший, горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

1 неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил, кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!»

2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был? Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил, Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил, с большим .

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила, Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила: на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала, пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала, постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего! Погрозить указательным пальцем.

4 неделя.

Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

1 неделя.

Наши нежные цветки Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки, цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит, шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет. покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять, Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел, Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

3 неделя.

Большие пальчики здороваются, Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются, постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать, Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать, пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите, Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет, Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет, Разжать пальцы!

Будут птички щебетать, Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел и нет его. Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Пальчиковая гимнастика для детей

Методические указания

«Колечки»

Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

«Кулачки»

С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики»

При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.

«Веер»

Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок»

Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.

«Гребешок»

Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.

«Клювики»

Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

«Коза»

Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.

«Маятник»

Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.

«Кнопочки»

Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).

«Коготки»

Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится – Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот

«В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка,

Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад.

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.

«Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

«Смешные человечки»

Бежали мимо речки смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом – бултых в речку.

Где же человечки?

«Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга.

Упражнения

для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д.

5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

10. Те же движения производится пальцами левой руки.

11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

18. То же - одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» - «кресло»).

30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» - «гнездо»).

34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.

44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

54. Катание пластмассовых шариков.

55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

57. Застегивание пуговиц.

58. Развязывание и завязывание узлов.

59. Шнуровка ботинок.

60. Складывание пирамидок, домиков и др.

61. Игра «почтовый ящик».

62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

64. Теневой театр.

Упражнения по коррекции стереогнозиса

Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) - это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

г) определение фактуры ткани наощупь;

д) определение объемных цифр, букв наощупь;

е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

Комплексы пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Пальчиковая гимнастика

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

Пальчиковая гимнастика

1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Пальчиковая гимнастика

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка-"Солнечные лучи".

Массаж рук

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают холодные дни.

Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:

Холод-то какой!

Указательный палец шепчет едва слышно:

А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:

От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:

Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!

Здоровяк большой палец восклицает:

Жаль, я не в сапогах!

Дайте мне кожух!

Пальчики растираем и поглаживаем

«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось девять.

Девять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось семь.

Семь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось шесть.

Шесть тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось пять.

Пять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось четыре.

Четыре тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул,

И их осталось три………

«Твои пальчики»
Этот пальчик - самый большой.

Самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик - указательный.

Он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь

указательным пальцем.)

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

(Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик - безымянный,

Он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец,

как будто он не хочет каши.)

Самый маленький - мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он

хочет убежать от остальных пальцев.)

«Пальчики»
Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

«Белочка»
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял

Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал

Этот толстый поросёнок лежебока и нахал

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик,

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это пальчик - указательный,

Он самый внимательный,

Всё увидит, но не скажет,

Только в сторону покажет.

Средний пальчик – это вот,

Он в серёдочке живёт.

А другому пальчику

Имени не дали,

Потому и безымянным

Его все прозвали.

Ну а этот пальчик -

Маленький мальчик,

Мизинец называется -

На нём рука кончается.


Туккаева Зарема Казбековна

Ольга Мозгарева
Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Мозгарева О. А., воспитатель

МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе

ЦЕЛЬ:

Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ:

Повысить речевую активность;

Учить слушать и понимать речь взрослого;

Создать благоприятный эмоциональный фон;

Развивать умение подражать взрослому;

Развивать воображение и память;

Тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке . Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Мышка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Поделиться